Тема по самообразованию «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры»
Цель: повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по сенсорному развитию и воспитанию;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвет, величина, форма);
- воспитывать интерес, как к традиционным, так и к нетрадиционным дидактическим играм, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, вызвать положительные эмоции у детей.
Актуальность выбранной темы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Основные направления в работе
- Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их
- Формирование восприятия цвета: для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет.
- Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения шара, круга и их размеров и т.д). Действия сопровождаются речью.
- Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.
Сентябрь 1. Подбор литературы по данной теме. 2. Оформление уголка сенсорики. 3. Выставка поделок «Яркие краски осени- 2022г.» (совместная работа детей и родителей). 4. Знакомство с сенсорными эталонами на содержание дидактической игры 5. Организация серии игр со строительным материалом. |
Октябрь 1. Консультация для родителей «Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет» 2. Аппликация «Листопад» 3. Изготовление сухого бассейна – горох, фасоль (совместная работа воспитателя и родителей); 4. Разучивание пальчиковой игры «Сорока - Белобока». |
Ноябрь 1. Подбор игр с прищепками «Солнышко», «Собери урожай». 2. Пополнение предметно-развивающей среды играми-шнуровками. 5. Изготовление дидактической игры «Веселые кружочки». |
Декабрь 1. Разучивание комплекса массажа ладоней. 3. Проведение конкурса-выставки «Новогодняя ёлочная игрушка» (работа родителей и детей). 4. Изготовление снежных построек. 5. Разучивание дидактической игры «Ёлочка» (прищепки). |
Январь 1. Определение содержания работы с родителями по дидактическим играм («Собери картинку» - пазлы; пальчиковая игра «Снежинки, новогодний подарок, снеговик, дед Мороз, Снегурочка»).
|
Февраль 1. Изготовление панно «Домашние животные» (совместно с родителями). 2. Пополнение альбома «Волшебные пальчики» рисунками детей («Петушок»). 3. Создание условий для организации дидактических игр с нетрадиционным материалом: «Собери бусы» (макароны), «Ёжик» (прищепки). 5. Консультация «Сенсорное развитие ребёнка». |
Март 1. Изготовление тактильных стаканчиков (пуговицы). 2. Изготовление поздравительной открытки «Вазочка с цветами». 3. Создание условий для организации дидактических игр (счетные палочки) «Домик, ракета и.т.д.
|
Апрель 1. Разучивание комплекса массажа ладоней 2. Изготовление «Пасхальных яиц» для самостоятельной деятельности.
|
Май 1. Проведение серии наблюдений за самостоятельной организацией игр младших дошкольников (наблюдение) 2. Обобщение опыта по проблеме. |
Литература:
- Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
- Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13
4.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г
5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г
7.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г