Персональный сайт воспитателя МДОУ "Детский сад комбинированного вида №3" г.Свирска, Страховой Надежды Геннадьевны

Тема по самообразованию «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры»

Цель: повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры.

 Задачи:

 - проанализировать методическую литературу по сенсорному развитию и  воспитанию;

  - создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

 - формировать у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвет, величина, форма);

 - воспитывать интерес, как к традиционным, так и к нетрадиционным дидактическим играм, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, вызвать положительные эмоции у детей.   

                               Актуальность выбранной темы

  Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

  Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

 Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

                                

 

Основные направления в работе

  1. Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их
  2. Формирование восприятия цвета: для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

      На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).

     На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.

     На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет.

  1. Формирование восприятия формы.

    Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения шара, круга и их размеров и т.д). Действия сопровождаются речью.

  1. Формирование восприятия величины.

    Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

1. Подбор литературы по данной теме.

2. Оформление уголка сенсорики.

3. Выставка поделок «Яркие краски осени- 2022г.» (совместная работа детей и родителей).

4. Знакомство с сенсорными эталонами на содержание дидактической игры

5. Организация серии игр со строительным материалом.

Октябрь

1.  Консультация для родителей «Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет»

2. Аппликация «Листопад»

3. Изготовление сухого бассейна – горох, фасоль (совместная работа воспитателя и родителей);

4. Разучивание пальчиковой игры «Сорока - Белобока».

Ноябрь

1. Подбор игр с прищепками «Солнышко», 

«Собери урожай».

2. Пополнение предметно-развивающей среды играми-шнуровками.

5. Изготовление дидактической игры «Веселые кружочки».

Декабрь

1.  Разучивание комплекса массажа ладоней.

3. Проведение конкурса-выставки «Новогодняя ёлочная игрушка» (работа родителей и детей).

4. Изготовление снежных построек.

5. Разучивание дидактической  игры «Ёлочка» (прищепки).

Январь

1. Определение содержания работы с родителями по дидактическим играм («Собери картинку» - пазлы;

 пальчиковая игра «Снежинки, новогодний подарок, снеговик, дед Мороз, Снегурочка»).

 

Февраль

1. Изготовление панно «Домашние животные» (совместно с родителями).

2. Пополнение альбома «Волшебные пальчики» рисунками детей («Петушок»).

3. Создание условий для организации дидактических игр с нетрадиционным материалом: «Собери бусы» (макароны), «Ёжик» (прищепки).

5.  Консультация «Сенсорное развитие ребёнка».

Март

1. Изготовление тактильных стаканчиков (пуговицы).

2. Изготовление поздравительной открытки «Вазочка с цветами».

3. Создание условий для организации дидактических игр (счетные палочки) «Домик, ракета и.т.д.

 

Апрель

1. Разучивание комплекса массажа ладоней

2. Изготовление «Пасхальных яиц» для самостоятельной деятельности.

 

Май

1. Проведение серии наблюдений за самостоятельной организацией игр младших дошкольников (наблюдение) 2. Обобщение опыта по проблеме.

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;                                            2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
  2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13

4.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г

5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г

  1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г

7.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г

Оставить комментарий: